Почему некоторые люди категорично ненавидят Apple
Вовсе необязательно далеко ходить, чтобы найти в Интернете или в реальной жизни людей, который бы с радостью вам заявили: «Я ненавижу Стива Джобса, его деятельность и продукцию, а также “людей-баранов”, которые покупают девайсы Apple». В подобных разговорах часто звучит мнение, что маководы покупают яблочные гаджеты безо всякой необходимости, благодаря грамотному маркетингу и рекламе. Они говорят, успех Apple основан на мастерской хитрости.
Почему им не все равно? Дон Норман, эксперт в области эмоциональной реакции людей на дизайн, считает, что покупка или использование продукции, вызывающей сильные чувства, столь же сильно и неизбежно отталкивает тех, кто не разделяет этих эмоций. Норман, бывший вице-президент подразделения Advanced Technology Group в Apple, является одним из основателей компании Nielsen/Norman Group, которая изучает юзабилити и удобство использования. Он также является автором нескольких книг, среди которых вы можете найти известные Emotional Design и Living With Complexity.
По его словам, Apple усердно работает над созданием сильного положительного эмоционального всплеска со стороны тех, кто пользуется девайсами компании. iPhone с его революционным сенсорным дисплеем является классическим примером, который нельзя назвать первым, но он является лучшим. «Прикосновение имеет очень важное значение, потому что множество человеческих чувств основано на прикосновениях к другим людям и различным предметам», — говорит Норман. «Я думаю, мы многое потеряли, когда абстрагировались от традиционного компьютера с клавиатурой и мышью, и это было нереально. Точно также можно сказать о мобильных телефонах — сочетание меню и механических кнопок было частью этой технологии».
«В то время как iPhone можно назвать частью наслаждения. Это по-настоящему изящно листать страницы, проводя пальцем по всей длине, без необходимости нажимать на какие-то кнопки». Он добавляет: «Правильное слово — близость, потому что это более тесная связь. Представьте, что вы ласково гладите iPhone, а не просто переходите на следующую страницу».
Однако, словно физика различает действие и противодействие на каждое движение, сильные эмоции одних пробуждают негативные чувства у других в ответ. Для примера, возьмите хотя бы это замечание Аарона Холсгрува из OzTechNews об iPad: «На самом деле, iPad смог добиться успеха, потому что это устройство позволяет читать сайты на унитазе и играть в казуальные игры в постели. Это игрушка. Вы не можете исключать какую-то запутанность, когда первоначально здесь не было сложностей — Apple просто пошла и сделала сенсорные 10 дюймовые дисплеи в iPod Touch и iPhone, назвав это iPad и iPad 3G соответственно». Критики говорят, что продукты Apple не имеют множества функций, они стоят дорого, и их технические характеристики несопоставимы с лидерами конкретного сегмента. Словом, вас кто-то ограбил. И более того, Apple эксплуатирует рабочих в Китае, которые создают устройства для них.
В отличие от этого, поспрашивайте об аналогичных продуктах конкурентов — новые Kindle Fire компании Amazon, PlayBook от RIM и HP TouchPad — вы услышите равнодушие в ответ, даже если они будут продаваться с идентичной ценой и собираться на тех же фабриках в Китае, которые использует Apple.
Норман говорит, что такая реакция от любви до ненависти происходит из-за дизайна Apple. «Это важная проблема для убедительных компаний: великолепный дизайн будет по-настоящему привлекать одних людей, но также вызывать отвращение у других. Таким образом, вы должны быть готовы к тому, что много людей возненавидят предмет вашей деятельности».
Apple сосредоточилась на дизайне, который обычно выражается в продаваемой продукции — iPod, iMac, MacBook, iPhone, iPad — что может вызвать чрезвычайно глубокие чувства, говорит Дон Норман. Примечательно, что никто не жалуется на произведения компании Pixar, хотя Стив Джобс был исполнительным директором и там.
В частности, неразлучная любовь людей к устройствам может быть вызвана возможностью персонализировать их. «iPhone, будучи вашим мобильным телефоном, даже в большей степени является частью самих вас, нежели iPod, потому что вы несете абсолютно все необходимое с собой, а не только музыку, включая контакты и возможность общаться с людьми. Поэтому люди видят в мобильных телефонах очень личный предмет».
В отличие от Apple, другие компании стараются удовлетворить ожидания и угодить каждому, что невозможно осуществить в реальном мире, разумеется. Люди перестают доверять компаниям, потому что они могут обмануть и не сдержать слово — поэтому у них не возникает эмоций по отношению к ним. «Многие люди пытаются сделать продукт, который бы понравился каждому. Microsoft яркий пример в этом случае», — объясняет Норман. «Если вы разработаете устройство, которое будет симпатизировать каждому (судя по исследованием сегмента рынка), вы получите нечто безвкусное, что примут все, но никто по-настоящему не полюбит это».
По его словам, в Apple совсем по-другому. «Apple говорит нам: “Мы даже не собираемся беспокоиться об этом. Мы сделаем нечто, что понравится именно нам. Просто мы считаем, что будет нравится нам, оценят и много-много остальных людей. Ну и что из того, если им это не понравится и они возненавидят это. Тяжело с ними”».
Однако, как насчет критики из-за слабых характеристик? Когда iPod еще был на пике популярности до iPhone я спросил Фила Шиллера, директора Apple по отделу маркетинга, по поводу отсутствия дополнительных возможностей, вроде FM-тюнера и диктофона, которые имели даже соперники, не добившиеся ничего на рынке.
Шиллер ответил просто: лишние функции, такие как FM-радио, были «технологиями в поиске клиента». Он пояснил: «Мы очень осторожны при внедрении технологий в наши продукты. Просто потому, что новая технология вовсе не означает, что вы должны внедрить ее в свое устройство. Просто потому, что наши конкуренты начали использование технологии в своих устройствах, чтобы иметь предмет конкуренции с нами. Они проигрывают нам во всем, кроме этой технологии, которую мы не собираемся использовать просто ради конкуренции с ними в ответ».
«Мы будем обязаны предоставить какую-либо функцию, если это будет иметь смысл для наших клиентов, и значительный процент из них будут хотеть эту функцию. В противном случае, нет. Помните, что все эти функции будут сказываться на конечной стоимости, размере устройства и, самое главное, мощности батареи».
Точка зрения руководителей компании Apple заключается в том, что «многие продукты страдают из-за большого числа ненужных функций». Легче разработать “контрольный перечень с функциями”, нежели продукт с необходимыми для клиента возможностями. Как он объяснил мне: «Мы стараемся быть очень осторожными, чтобы не увязнуть в “войне списка возможностей”. Как никто другой, мы пытаемся сосредоточиться на том, что сделает продукт полезным для клиентов. Если у нас на примете есть какая-то посредственная функция, которая работает не очень здорово и не выглядит полезной для покупателя, мы просто исключим ее. Apple не гонится за количеством возможностей, чтобы указать это на коробке с устройством».
Это может быть значительным, что самые сильные критики Apple, как правило, относятся к группе наиболее технически подкованных людей. Сотрудники компании Apple, вероятно, уже привыкли к тому, что их устройства довольно часто называют игрушками. Пока они будут продолжать разрабатывать и продавать новые продукты, игнорирование критики фанатов будет неотъемлемой частью. Разумеется, это будет разжигать эмоции обеих сторон еще больше.
via guardian.co.uk
Ринат, отличный пост.
very good отличная работа как бы мне перейти на МАС и iPhone и iPod
privet, S etoj stat’joj polnost’ju soglasen. ot dizajna Apple ja baldel kak tol’ko vpervije uvidel ih produkciju v swecii let 12 nazad, no preobresti ne resalsja i vot 5 mesjacev nazad preobrjol sebe MacPro dlja raboti. Ja baldeju i udivljajus’ etoj tehnike kazdij den’!!!! Otkrivaju dlja sebja kazdij den’ novoje i novoje i dumaju 4to eto budet prodolzatsa do beskone4nosti! Rebjata znajut 4to delajut, molodci!