Прототипы iPhone и смелость сказать «Нет»
Apple начала работать над проектом, который со временем обернулся в iPhone, еще летом далекого 2004 года. Изначально компания планировала выпустить сенсорное устройство с большой диагональю экрана (то есть iPad), однако затем было принято решение сначала выпустить более портативный девайс — в январе 2007 года появился iPhone.
За эти три года упорной разработки iPhone компания произвела десятки самых различных прототипов, которым никогда не было суждено выйти в свет. Однако в последнее время Apple на судебном процессе с компанией Samsung по поводу нарушений патентов один за другим продемонстрировала внушительное количество собственных прототипов iPhone.
Любой писатель или художник знает, насколько неловко показывать обществу собственные черновики или первые экземпляры работы. Это уничтожает ощущение, что процесс создания не потребовал каких-то особых усилий и был словно по волшебству. Однако прототипы также демонстрируют каждую итерацию разработки новых идей и продукта в целом, что может привести к неправильной оценке и критике.
Для компании, в которой дизайнеры имеют практически абсолютную власть над другими отделами сотрудников, принять решение публично представить собственные первые прототипы iPhone было невероятно сложно. Стоит понимать, что даже в момент разработки лишь ограниченная группа сотрудников численностью примерно в две тысячи человек во главе со Скоттом Форсталлом имела доступ к этим прототипам. Цитата из отчета 9To5Mac.com по судебному процессу:
Как сообщил сам Форсталл, в 2004 году Стив Джобс сказал ему, что для помощи в создании устройства он не может нанимать кого-то за пределами компании. Вместо этого, Форсталл был вынужден выбрать себе лучших сотрудников Apple для создания превосходной команды. Потенциальным кандидатам он говорил следующее: «Будьте готовы работать по выходным и ночи напролет на протяжении следующих нескольких лет». Проект был настолько секретным, что даже сами работники Apple называли его «Project Purple». На стене офиса команда повесила постер Fight Club, чтобы он напоминал, что об этом нельзя говорить другим людям.
Однако почему Apple все же решилась продемонстрировать собственные прототипы публике, которые изначально скрывала даже от своих сотрудников? Об этом очень точно высказался Рене Риччи, главный редактор издания iMore — готовность Apple показать эти проекты в открытом судебном заседании говорит о сильном желании компании продемонстрировать, что она чувствует торжество правосудия против Samsung.
Содержание
Purple
В судебных документах Apple фигурирует множество различных дизайнов, однако наиболее интересным из них мне представляется прототип под кодовым названием Purple, о котором говорил Скотт Форсталл. Упоминания этого устройства присутствовали в коде iPhone OS еще с первых дней существования бета-версии, и теперь мы знаем, как это устройство Purple выглядело в жизни. Создание прототипа датируется августом 2005 года, когда предположительно Apple решила перейти от создания большого iPad к более портативному iPhone.
Вы знаете, что самое интересное в Purple? Его поразительное сходство с дизайном iPhone 4, который вышел в 2010 году.
Конечно, сзади рядом с логотипом Apple значится название «iPod», на передней панели отсутствует камера и датчики, а рамка выполнена в темных тонах. Однако общий дизайн очень даже напоминает современное представление iPhone, не так ли?
Apple пришла к индустриальному дизайну iPhone 4 на целых пять лет раньше, чем компания приступила к непосредственной продаже устройств. Каждый следующий проект был словно маленькой ступенькой к готовому продукту. Однако Apple смело сказала «Нет» этому дизайну Purple до тех пор, пока возможности компании не позволили правильно воплотить данную идею.
Когда Стив Джобс представлял публике iPhone в 2007 году, он уверенно заявил, что программное обеспечение опережает своих конкурентов на пять лет. Теперь выяснилось, что не только программное обеспечение было впереди, но и Apple была в пяти годах от воплощения своей первоначальной идеи iPhone в реальность.
В процессе разработки и создания устройства команда дизайнеров постоянно делала чрезвычайно важную вещь: говорила «Нет».
Смелость сказать «Нет»
Если внимательно взглянуть на все эти концепты, представленные в судебных документах, можно обнаружить действительно интересные прототипы (вы можете просмотреть галерею, например, у наших друзей на Маководе).
Только два вида дизайна (алюминиевая модель iPhone и 3/3GS) в конечном счете поступили в продажу. Первый iPhone был неким сочетанием стиля «extrudo» iPod mini и закругленного прототипа (фотография промежуточного результата ниже). Затем появились пластиковые модели iPhone 3G и 3GS. Наконец, в июне 2010 года, Apple сумела реализовать собственную задумку изначального дизайна iPhone.
Десятки других прототипов останутся в истории в виде неудачных экспериментов, которые никогда так и не поступят на прилавки магазинов. Однако некоторые из них вполне могли достигнуть этой стадии. Если вы когда-нибудь читали о том, как Apple разрабатывает собственные продукты (этот процесс в компании называется ANPP), вы наверняка знаете, что в Apple любую идею принято доводить до логического завершения и сравнивать доступные варианты уже в финальной версии.
Я уверен, что так поступают и другие производители устройств, как минимум со своими наиболее удачными задумками дизайна. Однако далеко не в таком масштабе, как это делает Apple. На 5 представленных продуктов приходится более 40 различных прототипов, причем все они являются завершенными промышленными шаблонами, а не карандашными набросками на бумаге.
Без сомнения, наберется полдюжины невыпущенных устройств, которые мне хотелось бы приобрести. И некоторые из них были буквально на грани официального выхода в продажу.
Джони Айв, главный дизайнер Apple, в недавнем интервью изданию The Telegraph в контексте этих прототипов сказал примерно следующее:
Я несколько раз замечал за собой, что в процессе обсуждения подготовки к массовому выпуску устройства мы довольно часто общаемся на повышенных тонах, рассказывая друг другу о преимуществах готового продукта. Если я говорю слишком громко о чем-то, для меня это всегда является опасностью, потому что я пытаюсь убедить себя, что это нечто на самом деле является хорошим.
Вы знаете, такой склад ума свойственен не только Джони, это является частью философии компании. Недавно мы уже публиковали видео, предназначенное для показа новым сотрудникам компании. В данном ролике сотрудник Гэри, менеджер по коммуникациям маркетинга, сказал, что компания никогда не останавливается на «достаточно хорошо».
Самая сильная черта, которой обладает Apple — возоможность сказать «Нет». Какой бы ни была цена, как бы много ни потребовалось ресурсов на разработку продукта, если результат получился не достаточно хорошим, вы всегда говорите нет.
Стив Джобс однажды сказал: «Мы гордимся тем, что мы не сделали, так же сильно, как и тем, что мы сделали».
Для этого и создаются все эти прототипы. Apple старается реализовать все свои идеи, но людям преподносит только лучшие из них.
Наша цель не зарабатывать деньги
В этой истории с прототипами можно найти еще один ценный урок о том, как Apple ведет свой бизнес. Позволю себе привести еще одну цитату из статьи на Telegraph:
Наша цель не зарабатывать деньги. Apple действительно не стремится заработать как можно больше денег. Это может звучать немного дерзко, но это правда. Наша цель, которая и поддерживает мотивацию к работе — пытаться создавать замечательные продукты. Мы верим, что если мы добьемся успеха в поставленной цели, тогда это принесет нам доход.
У компании должно быть стремление создавать нечто замечательное и верить, что люди осознают все преимущества продукта и что в конечном счете приведет к успеху. Есть некоторые другие компании, которые выдвигают такой образ мышления в качестве своего девиза, однако среди них, к сожалению, нет крупных брендов из индустрии технологий с миллиардами долларов в своем наличном запасе.
Эта цель вряд ли подойдет для каждой компании, однако именно благодаря такой стратегии Apple стала самой большой и успешной технологической компанией в мире. И Apple сделала это, не обращая внимание на негативные оценки и советы различных аналитиков о том, какими должны быть продукты компании.
Во время текущего судебного процесса Apple против Samsung со стороны Apple к комментарию был приглашен Фил Шиллер. В своем ответе он упомянул об ANPP и сказал, что маркетинговая команда всегда должна быть уверена в том, что продукт действительно выполняет определенные потребности покупателей.
Однако когда его спросили о непосредственном участии покупателей в дизайне продуктов компании, Шиллер сказал: «Это не работа покупателей, поэтому мы не спрашиваем их об этом».
То, что делает Apple, не может быть возможным для каждой компании. Однако основные принципы предельно понятны. Создавайте абсолютно лучшие продукты, которые вам под силам, не бойтесь говорить «Нет», никогда не останавливайтесь на хорошем. Прислушивайтесь к мнению рынка, но не ставьте его на первое место, потому что люди не всегда способны смотреть в будущее. В ваши задачи входит помочь покупателям показать то, что вы считаете замечательным продуктом.
Закончить эту статью хотелось бы веселой шуткой. Почему никто не восхищается и не пишет о прототипах Samsung? Потому что у компании их нет — она выпускает в продажу абсолютно все (собственные) идеи. А ведь в каждой шутке есть доля правды.
via thenextweb.com by Matthew Panzarino