Botanicula и Machinarium – одни из лучших логических квестов для Mac
Начнем с того, что я близко не отношусь к геймерам и себя никогда таковым не считал. Я могу пару раз в месяц поиграть в какую-нибудь простенькую игру на iPhone, вроде Angry Birds, чтобы без какой-либо цели «убить» несколько минут свободного времени и просто расслабиться, но не более того. Не будучи профессионалом в этой области, именно поэтому мне сложнее всего писать такие статьи – так или иначе, далее будет мое скромное мнение.
Прежде чем перейти к основной части, также хотелось бы напомнить вам о подробнейшем обзоре, опубликованном Настей в феврале этого года. Тогда под ее пристальный взгляд попала десятка лучших игр для Mac по ее версии – Trine 2, Civilization, Two Worlds и многие другие. Если вы еще не читали ее статью, рекомендую вам это сделать.
Однако довольно с отступлениями. Как вы уже, скорее всего, догадались, в данной статье мне хотелось бы продолжить тему интересных игр для Mac. Cегодня я расскажу и поделюсь своими впечатлениями от двух игр, которые в процессе изучения доставили мне не просто удовольствие, а по-настоящему полюбились. На первый взгляд кто-то может сказать, что в них нет ничего особенного, однако для меня они показались очень увлекательными.
Итак, речь пойдет о Botanicula и Machinarium. Две игры жанра point-and-click квест. Две игры разработки чешской студии Amanita Design. Две игры, суть которых сводится к следующему – исследование виртуального мира, управление персонажами, выполнение поставленных задач и решение различных головоломок. Не слишком ли много совпадений между ними?
На самом деле, Botanicula и Machinarium очень похожи друг на друга, и поэтому я решил написать об этих играх в одной статье. По ходу обзора я буду сравнивать различные аспекты, выделять схожие и различные стороны.
Содержание
Дизайн и окружающий мир
Когда я впервые взглянул на скриншоты Machinarium, прекрасный индустриальный дизайн в стиле мультфильмов привлек мое внимание. Тщательно нарисованные от руки ландшафты, анимированные объекты (даже на фоне, не имеющие никакого отношения к основному процессу игры), а также слегка затемненная гамма насыщенных цветов заставили меня попробовать игру.
Шаг за шагом изучая игру, на каждом новом экране я постоянно ловил себя на мысли, что эти прорисованные ландшафты настолько великолепны, что отлично будут выглядеть даже на стене в виде картины.
Кроме того, с точки зрения дизайна я не мало удивился тому, как синхронизированы и проработаны действия различных существ в виртуальном мирке Machinarium. К примеру, разработчик не поленился добавить птицу, хотя она изначально сидит на какой-нибудь лестнице, которую вам нужно передвинуть для продвижения по сюжету. Когда вы начинаете двигать лестницу, птица пугается вас и улетает со своего места, громко хлопая своими крыльями. Это был один маленький пример, а таких в Machinarium — десятки, если не сотни. На мой взгляд, это добавляет дополнительный интерес и делает игру более увлекательной.
Если судить по скриншотам из Machinarium, кому-то может показаться, что игра какая-то темная и грустная. Да, как я уже говорил выше, гамма красок слегка приглушена, и это своего рода тоже особенность игры. Однако в процессе у меня никогда не возникало каких-то грустных чувств, потому что в каждом действии проскальзывает юмор создателей. Это ощущается именно во время игры. Мне сложно привести конкретные примеры и сформулировать словами, скажу просто, что во время игры в Machinarium у вас не раз и не два появится улыбка на лице.
Когда я увидел знакомые очертания все такого же тщательно прорисованного дизайна в официальном трейлере Botanicula, еще до релиза я решил для себя, что обязательно попробую игру – настолько положительное впечатление оставил мне Machinarium. Практически все вышесказанное о дизайне Machinarium в полной мере относится и к Botanicula. Как мне кажется, в сравнении с Machinarium, степень «анимированности» объектов в Botanicula поражает еще сильнее. Пока я пишу этот абзац, игра открыта у меня на фоне – окружающие существа летают сами по себе, сталкиваются друг с другом и безостановочно что-то делают. Они заняты своей жизнью, почти такой же естественной.
Продолжая тему дизайна, хотелось бы подчеркнуть еще одну особенность игр Machinarium и Botanicula – вы нигде не встретите ни устной, ни письменной формы диалогов (кроме меню и обучающего уровня, конечно). В случае с Machinarium сюжет передается через мысли и мечтания героев, которые представлены в виде всплывающего «облачка» в стиле комиксов. В Botanicula все еще проще – каждый эпизод, о котором нужно рассказать игроку, выполнен в виде отдельного короткого мультфильма. Мне кажется, в обоих случаях разработчики подобрали наиболее правильный и интересный способ рассказать о происходящей истории героев. Такая форма выражения мыслей персонажей добавляет загадочности и даже немного юмора к окружающей среде. Если бы вместо этого был обычный занудный текст, как во многих других играх, его вряд ли бы кто-то действительно читал.
Специально написанная чешским композитором Томашом Дворжаком для Machinarium музыка в жанре электронного эмбиент погружает нас на совсем другой уровень окружения игры, чем было бы без нее. Что касается Botanicula, за музыку и озвучку игры отвечает чешская группа DVA.
Наконец, особо замечательным мне показался тот факт, что Botanicula и Machinarium не представляют собой безостановочную круговерть задач и «миссий», не имеют определенных локаций с границами, поэтому вы в любой момент можете просто бросить решать головоломку, остановиться, оценить окружающую красоту и почувствовать запах роз, хотя в случае с Machinarium – запах машинного масла.
Персонажи и развитие истории
Однако сам по себе дизайн для игры не значит практически ничего. И тут мы плавно переходим ко второй главной составляющей Machinarium и Botanicula – развитие истории, сюжеты игры и их персонажи. Здесь вы не просто решаете какие-то головоломки, вы рука об руку идете с главными героями, погружаетесь в их виртуальную жизнь и решаете их проблемы. Вам приходится продумывать каждый возможный вариант, но, благодаря персонажам, делать это куда веселее. Разумеется, в Machinarium и Botanicula персонажи отличаются.
Все существа Machinarium, включая полицейских, бармена, музыкантов, даже собачки и мышки — роботы. Они не только интересно выглядят, но и двигаются очень забавно.
Вот что говорит Якуб Дворски, один из создателей игры, по поводу роботов и истории Machinarium в интервью игровому сайту GamesLife.ru:
Когда я разрабатывал мир Машинариума, я также создавал его историю — для себя, чтобы понять этот мир лучше и иметь возможность продумать его в деталях. В самой игре этой истории нет, но я расскажу вам — кратенько. Все случилось на одной далекой и забытой планете, куда люди привыкли отправлять мусор, который они производили — старые машины, механизмы, компьютеры и прочее. Из этого механического лома образовались несколько простых роботов. Некоторое время спустя они построили других, более усовершенствованных роботов, а потом — поселение. Так и был создан город Машинариум.
Главным героем Machinarium является робот в полном расцвете сил по имени Йозеф, которого в начале игры по каким-то причинам выбрасывают на свалку. (Кстати, имя главного героя дано в честь чешского художника Йозефа Чапека, который придумал слово «робот»). Большую половину Machinarium вы управляете именно Йозефом, однако уже под конец игры вы находите его подружку, и управление временно переходит к ней. По ходу игры вам предстоит спасти город от Банды Чёрных Шляп, обезвредить бомбу, помочь мэру города… и сделать еще много других добрых дел.
В Botanicula главных героев, которыми в процессе игры вы можете управлять, целых пять — Фонарь, Прутик, Маковая голова, Перышко и госпожа Гриб. Большинство времени они передвигаются дружной группой, но в некоторых эпизодах управление переходит к кому-то одному. Все они вместе, включая множество других не очень доброжелательных, хотя приятных на вид существ, проживают на большом дереве. Этот мирок атакуется черными пауками, а вы со своей группой друзей пытаетесь спасти дерево и жителей. Разумеется, в процессе игры вам предстоит выполнить множество мелких задач, но только при условии, что все будет сделано правильно, у вас есть шансы на успех. Как заявляют разработчики, в Botanicula есть несколько вариантов концовок.
В обеих играх вы будете стараться продвигаться от одного экрана к другому, хотя иногда вам придется возвращаться на несколько шагов назад, чтобы решить часть какой-то головоломки. Каждый раз для перехода на новый экран вам будет что-то мешать, и вам постоянно нужно придумывать способы решения различных проблем.
Еще одна общая черта Botanicula и Machinarium — огромное, просто зашкаливающее количество деталей, без которых вы не можете продвигаться по сюжету. Каждую секунду во время игры вы должны очень тщательно изучать ландшафт и обращать внимание на абсолютные мелочи, будь то надписи на стенах в Machinarium или скрывающийся за листочком жучок в Botanicula. Без сосредоточенности играть в Machinarium и Botanicula будет очень сложно, не зря эти игры относятся к жанру логических квестов.
Огромной проблемой для Machinarium является краткость сюжета. Игра начинается и заканчивается так же быстро, как стремительно развиваются действия в ней. К этому и сводятся основные жалобы фанатов на официальной странице в Facebook или в Mac App Store. Похоже, создатели понимают эту проблему и в случае с Botanicula решили уделить количеству уровней намного больше времени — как заявляет разработчик, таковых в игре более полусотни. На это косвенно намекает и разница в размере игр — Botanicula (693 MB) весит примерно в два раза больше, чем Machinarium (340 MB). В процессе игры в Botanicula я несколько раз ловил себя на мысли, мол «И вот сейчас все закончится», однако я все еще не закончил играть.
Особенности Machinarium:
Встроенные мини-головоломки
Хотя и в Botanicula мне удалось встретить несколько таких примеров, все же эта часть особенно касается Machinarium. Игра просто насыщенна различными встроенными мини-головоломками. Открыть замок на сейфе – головоломка, передвинуть механизм крана — головоломка, заставить работать лифт – ну, вы догадались.
Мне очень понравилось, что эти самые головоломки отличаются друг от друга не только по дизайну, но и по принципу. Где-то вам понадобиться соединять провода, где-то передвигать какие-то разноцветные лампочки, где-то перемещать десяток переключателей. Machinarium — просто рай для тех, кому нравятся пробовать такого рода логические мини-игры.
Может быть, я не привык решать такого рода пазлы, но некоторые из них показались мне довольно затруднительными, но не невозможными.
Подсказки
Если вы не знаете что нужно делать в какой-то определенной ситуации, можно кликнуть по иконке лампочки в правом верхнем углу на выезжающей панели. Перед вами откроется небольшая подсказка (опять же в виде мыслей робота Йозефа в стиле комиксов), которая должна подкинуть вам примерную идею — в каком направлении нужно размышлять.
Такая подсказка доступна только несколько раз в каждом месте, поэтому распоряжайтесь ею осторожно. Чаще всего ее хватает, чтобы дать вам небольшое представление о том, что нужно делать со своим героем. Однако если вы действительно застряли, то всегда есть возможность обратиться к книге секретов.
Книга секретов
Разработчики прекрасно понимали, что в некоторых ситуациях игрок может потерять суть, не заметить какой-то мелочи или не разобраться со встроенной мини-головоломкой. Для них было ясно, что обычной подсказки в виде всплывающей идеи недостаточно, поэтому была придумана так называемая книга секретов.
И вот здесь создатели Machinarium в очередной раз поступили просто гениально. Хотя пользоваться книгой секретов можно на каждом уровне, для ее доступа вам сначала нужно пройти несложную, но мучительно занудливую и надоедливую аркаду. Настолько скучную, что после первой попытки сразу отбивает желание пробовать ее еще раз — только в крайнем случае, когда вы действительно застрянете в игре.
Вы управляете ключиком, преодолеваете препятствия и стреляете по каким-то существам. Ключик двигается так медленно, что на прохождение аркады уходит чуть ли не две минуты. Не знаю точно почему, но это я называю «сыграть в рыбку».
Когда вы все же пройдете все мучения с этой аркадой, перед вами раскроется книга секретов во всей красе для текущего уровня. Немного изучив непонятный текст на одной странице и рукописные рисунки на другой, у вас обязательно получится пройти уровень.
Особенности Botanicula:
Карта дерева
Как я уже писал выше, все существа в Botanicula располагаются на большом дереве. Хотя разобраться в переплетении веток и ходов для меня было в принципе не так уж сложно, создатели игры включили один полезный инструмент — карту.
Карта доступна не с самого начала игры. Уже в процессе вы обнаружите волшебный листочек, который будет помогать ориентироваться на местности. Хотелось бы упомянуть, что изначально на карте будет обозначаться только те места, где вы уже побывали. Ваше текущее местоположение обозначено светящимся пятном.
Коллекция известных существ
Виртуальный мир Botanicula полон самыми различными существами — пчелами, крабами, пауками и прочей живностью. Разработчики решили предоставить удобный инструмент, чтобы игрок мог коллекционировать все существа, встреченные им по ходу игры. Открыть эту коллекцию можно с помощью иконки карты в левом верхнем углу.
Каждое существо коллекции представлено в виде отдельной карточки. Если навести на нее курсор мыши, оно будет показывать характерное для себя движение и воспроизводить характерный звук. Кстати, смотрите сколько существ я уже нашел, хотя мне еще далеко до полного показателя в 123 карточки. :)
Вместо тысячи слов
Официальный трейлер Machinarium:
Официальный трейлер Botanicula:
Бандл The Humble Botanicula Debut
Заинтересовались и уже собираетесь оплатить покупку в Mac App Store? Хотя в честь выхода Botanicula, цена на Machinarium была снижена на 50% всего до пяти долларов, разработчики предлагают еще более выгодное предложение.
Бандл посвящен выходу Botanicula и называется соответственно — The Humble Botanicula Bundle. Помимо уже известных вам Botanicula и Machinarium, в него также входят еще другие игры — Samorost 2, Windosill и Kooky. Если покупать все эти игры по отдельности, вам придется выложить целых 53 доллара, однако здесь вы сами устанавливаете цену бандла. Минимальная цена — всего один цент, хотя в этом случае вы получите только Botanicula, Machinarium и Samorost 2. Чтобы получить полную коллекцию игр (включая Windosill и Kooky), нужно заплатить больше среднего — на момент написания статьи эта цифра равняется $8.83.
Вы сами распоряжаетесь тем, в чьи руки пойдет ваша установленная сумма — разработчикам, организатору бандла Humble Bundle или благотворительному Всемирному земельному фонду. Кстати, благодаря последнему было спасено уже около тысячи акров земли.
Стоит сказать, что время действия бандла ограничено, и уже осталось менее 10 дней.
Выводы
Вернемся к тому, с чего начиналась статья — я не являюсь активным геймером. Я очень скептически отношусь к играм в целом, считаю их пустой тратой времени. Однако, когда я столкнулся с Machinarium и Botanicula, мне почему-то сразу захотелось попробовать их. В них есть что-то особенное, цепляющее внимание.
Я всегда думал, что люди играют в игры (простите за тавтологию), потому что хотят на время отвлечься от своих проблем и погрузиться в необычный для себя мир. Однако я и представить не мог, что игры такого формата могут быть увлекательными. Я серьезно ошибался.
Потрясающая музыка и озвучка, замечательный прорисованный ландшафт и детали, фантастические ощущения от процесса игры погружают вас в виртуальный мир Machinarium и Botanicula. Все это в сочетании с головоломками на каждом шагу более чем достаточно, чтобы захватить ваш разум и избавить от суровых реалий жизни. Machinarium и Botanicula настолько заставляют втянуться в историю, что даже мешают уснуть — вы снова и снова говорите себе: «Сейчас я пройду этот уровень и потом пойду спать». (Однажды я так до двух ночи просидел).
На самом деле, мне очень полюбились Machinarium и Botanicula. Если у меня кто-то попросит посоветовать лучшую логическую игру для Mac, я без раздумий отправлю ссылку на эту статью.
Не смею вас больше задерживать, ведь перед вами целый мир открытий в Botanicula и Machinarium. Каждый новый шаг вы будете теряться в красочных ландшафтах, пытаться преодолеть головоломки, смеяться над персонажами и анимацией. Удачи! ;)